Knop писал(а):
Возможно, имеет смысл прочитать какой-то материал заранее перед встречей.
Добавлю 100500 букв... правда боюсь - придет Лидия и скажет "не те!"

"Психологами, нейрофизиологами доказано, что чрезвычайная ситуация вызывает у человека стресс, каким бы психически устойчивым он не был.
Стресс – физиологическая реакция организма, выражающаяся в состоянии напряжения, подавленности, спада. Возникает стресс под влиянием экстремальных воздействий.
Стресс – комплексный процесс и всегда включает и физиологические и психологические компоненты. С помощью стресса организм мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса или адаптации к нему.
Стресс является составной частью жизни каждого человека, его нельзя избежать. Разные люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних реакция активная – при стрессе эффективность их деятельность продолжает расти до некоторого предела ("стресс льва"), а у других реакция пассивная, эффективность их деятельности падает сразу ("стресс кролика").
Индивидуальная выраженность стресса определяется в значительной мере осознанием человеком ответственности за себя, за окружающих, его установкой за собственную роль в создавшейся ситуации. На фоне стресса возникает перераспределение резервов организма, решение главной задачи обеспечивается за счет второстепенных задач.
Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических и физиологических свойств. Организм, в условиях стресса, как бы подготавливается к физической активности (к сопротивлению, борьбе, бегству), и это в свою очередь обеспечивает условия наибольшего благоприятствования в борьбе со стрессором.
В острой стрессовой ситуации не следует принимать (пытаться принимать) никаких решений. Важно уметь вовремя остановить накал своего эмоционального напряжения, когда оно уже перестает давать положительный эффект в деятельности.
Задача занятия по психологической подготовке – научить человека сдержанно вести себя в тяжелой стрессовой ситуации, контролировать свое психическое состояние, принимать точные решения.
Занятие проводится в форме лекции. Материал для проведения занятия приводится ниже.
Во всех трудных ситуациях решающую роль играет моральная закалка и психическое состояние человека. Они определяют готовность к осознанным, уверенным и расчетливым действиям в любых критических моментах.
Аварии и катастрофы, их трагические последствия вызывают у людей большую эмоциональную возбужденность, требуют высокой морально-психологической стойкости, выдержки и решительности, готовности оказать помощь пострадавшим, спасти гибнущие материальные ценности.
Тяжелая картина разрушений и опустошений, непосредственная угроза жизни отрицательно воздействуют на психику человека. В некоторых случаях могут нарушить процесс нормального мышления, ослабить или полностью исключить контроль над собой, что приводит к неоправданным и непредсказуемым действиям.
Как правило, преодолению страха способствует, прежде всего, чувство личной ответственности, осознание значимости дела, которое делают. Опасность и риск для здоровья, важность выполняемых работ – все это поднимает значимость совершаемого в собственных глазах и во мнении общества в целом.
У неподготовленных психологически, не закаленных людей появляется чувство страха и стремление убежать из опасного места, у других – психологический шок, сопровождаемый оцепенением мышц. В этот момент нарушается процесс нормального мышления, ослабевает или полностью теряется контроль сознания над чувствами и волей. Нервные процессы (возбуждение или торможение) проявляются по-разному. Например, у некоторых расширяются зрачки (отсюда пошла поговорка "у страха глаза велики"), нарушается дыхание, начинается сердцебиение, спазмы периферических кровеносных сосудов, появляется холодный пот, слабеют мышцы, меняется тембр голоса, а иногда теряется дар речи. Известны даже случаи смерти при внезапном страхе от резкого нарушения работы сердечно – сосудистой системы.
Такое состояние бывает довольно продолжительным – от нескольких часов до нескольких суток. Неожиданность возникновения опасности, незнание характера и возможных последствий стихийного бедствия или аварии, правил поведения в этой обстановке, отсутствие опыта и навыков в борьбе со стихией, слабая морально-психологическая подготовка – все это причины такого поведения людей.
Чтобы ослабить негативное воздействие на человека, нужны постоянная подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях, формирование психической устойчивости, воспитание воли. Вот почему основным содержанием психологической подготовки является выработка и закрепление необходимых психологических качеств.
Надо помнить, что уровень психологической подготовки людей – один из важнейших факторов. Малейшая растерянность и проявление страха, особенно в самом начале аварии или катастрофы, могут привести к тяжелым, а порой и к непоправимым последствиям.
В экстремальной ситуации ваша миссия – выжить и помочь выжить другим. Вы можете испытывать богатое разнообразие мыслей и эмоций. Это может работать на вас, но может привести вас к гибели. Страх, волнение, раздражение, разочарование, чувство вины, депрессия, и одиночество – это возможные реакции на стрессовые факторы. Они побуждают уделять больше времени тренировкам, чтобы дать отпор страху, чтобы принять меры к обеспечению жизнедеятельности и безопасности, бороться, даже если сила не на вашей стороне. Если человек не может правильно контролировать свои реакции, это приводит к его бездействию. Вместо того, что бы привести в действие свои внутренние ресурсы, человек начинает прислушиваться к своим страхам. Он потерпит психологическое поражение еще до того, как погибнет физически. Запомните, стремление выжить естественно для каждого, а неожиданно оказаться между жизнью и смертью, борясь за выживание – нет. Не бойтесь ваших естественных реакций в этой неестественной ситуации. Подготовьте себя и вы одержите над ними верх.
В подготовку входит уверенность, что ваши реакции в экстремальной ситуации будут продуктивными, а не разрушительными. Задача выживания породила бесчисленное количество примеров героизма, храбрости и самопожертвования. Эти качества могут появиться благодаря должной подготовке. Ниже перечислены несколько советов по психологической подготовке.
Человеку следует познать себя. С помощью тренировок, семьи и друзей необходимо узнать – кто он изнутри. После этого необходимо усиливать свои сильнейшие качества и развивать способности необходимые для выживания.
Также следует предупредить свой страх. Он не должен притворяться, что ничего не боится. Следует размышлять о том, что будет самым страшным при попадании в ситуации, где придется выживать в одиночку и тренироваться в тех направлениях, которые больше всего беспокоят. Задача не уничтожить страх, а развить уверенность, что получится действовать, несмотря на него.
Необходимо научиться управлять стрессом. Люди, находящиеся в стрессовой ситуации – потенциальные паникеры, если они не тренированы и психологически не подготовлены к обстоятельствам. Даже если нет возможности контролировать обстановку, в которой пришлось оказаться, всегда можно контролировать отношение к ней. Научившись управлять стрессом, можно значительно развить способность оставаться хладнокровным и сфокусироваться на спасении себя и других. Необходимо развивать релаксационные навыки, навыки управления временем, напористость и способность контролировать представление о ситуации.
Важно честно оценивать обстановку. Надо научиться видеть обстоятельства такими, как они есть, а не так, какими бы их хотелось видеть. Свои надежды и ожидания следует держать в пределах оцениваемой обстановки. При попадании в чрезвычайную ситуацию с нереалистичными ожиданиями будет заложен фундамент горького разочарования. Надо следовать поговорке: "Надейся на лучшее, но приготовься к худшему". Намного легче приспособиться к приятному сюрпризу, неожиданно преподнесенному фортуной, чем расстроиться из-за неожиданных неблагоприятных условий.
Всегда следует помнить о том, что на кону. Плохая психологическая подготовка к выживанию ведет к таким реакциям, как депрессия, небрежность, невнимательность, потерю веры, бедность в принятии решений и отказ от цели. А на кону, возможно, собственная жизнь и жизни окружающих.
Тренируясь и наращивая жизненный опыт, человек готовит себя к сложным условиям. Демонстрация навыков на тренировках придает уверенности когда приходится применить их на практике, в настоящей экстремальной ситуации. Следует помнить, что чем более реалистична тренировка, тем более преодолима сложная ситуация. "Тяжело в учении, легко в бою".
Нейpофизиолог П. В. Симонов предложил информационную теорию, согласно которой эмоции возникают в случаях, если ситуация не совсем понятна для субъекта. Согласно данной теории, страх возникает при недостатке сведений необходимых для успешного выхода из создавшегося опасного положения.
Возникновение чувства страха предупреждают хорошие знания и прочные навыки о предстоящих возможных действиях. Заблаговременное моделирование обстановки и своих действий, их прогнозирование помогают многим лицам уверенно решать самые сложные ситуации."
©